Содержание страницы
Разбираться в устройстве грузового автомобиля необходимо каждому, кто управляет этим видом транспортного средства. Ученики автошкол, сдающие на права категории С, изучают конструкцию, принципы работы и технические данные грузовика. Без этих навыков невозможно определить неисправность. Базовые знания включают: устройство, обслуживание и определение неисправности грузового автомобиля.
Существует множество разновидностей грузовых авто. Классифицируются они по типу кузова, виду топлива, составу, количеству осей. Но любой грузовик состоит из трех основных частей:
Среди дополнительных характеристик – электрооборудование и спецоборудование.
Это – часть автомобиля, в котором размещается груз. К кузову относится кабина водителя, платформа для расположения груза, салон для пассажиров (если это автобус), капот, крылья и облицовка.
Это – сложный механизм, необходимый для движения автомобиля. Принцип его работы – преобразование какой-либо энергии в механическую. Для грузовиков таким топливом является:
На грузовики устанавливают двигатели внутреннего сгорания (зажигание производится с помощью искры или самовоспламенением) и электрического типа. В основном используются мощные дизельные турбированные моторы с объемом более 5 л.
Базой, на которую устанавливается кузов, является шасси. Эта конструкция состоит из:
На шасси грузовиков устанавливают фургоны, цистерны, сменный кузов, бетоносмеситель и другое оборудование.
Регулярное техобслуживание – важный процесс, представляющий собой ряд мероприятий, направленных на поддержание транспорта в рабочем состоянии. Грузовой автомобиль постоянно подвергается серьезным нагрузкам, что сокращает его сроки его эксплуатации. Продлить ресурс транспортного средства, снизить затраты на последующий ремонт позволяет регулярное ТО.
Техобслуживание грузовиков имеет свои особенности. И тут не важно, какой марки автомобиль, отечественный он или зарубежный. Периодичность ТО в России регламентируется Госстандартом 21624-81. Помимо ГОСТ свои требования выдвигают и сами производители грузовой автомобильной техники.
Согласно ГОСТ проводится:
Помимо этих требований в России проводят также сезонное техническое обслуживания раз в полгода, весной и осенью.
Для некоторых марок грузовиков, например, Ивеко, межсервисный интервал увеличен до 40-60 тыс. км, а у магистральных тягачей – до 80-100 тыс. км.
В нашей стране грузовые автомобили подвергаются более жесткой эксплуатации. Такие факторы, как некачественное топливо, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, некачественный автосервис, – все это в совокупности снижает ресурс автомобиля. Для поддержания транспорта в рабочем состоянии необходимо с большей периодичностью проводить диагностику систем и ТО.
Большинство грузовиков эксплуатируется достаточно интенсивно. И, если к этому прибавить негативные факторы (плохое топливо, неудовлетворительное состояние дорог), в итоге мы получаем достаточное количество поломок. Зная наиболее уязвимые места автомобиля, можно предотвратить неисправности.
Составить рейтинг поломок практически невозможно. Каждая модель имеет свои уязвимые места. Расскажем об общих характерных для всех грузовиков поломках.
Серьезным нагрузкам в любой марке грузового авто подвергается в первую очередь ходовая часть. Частой замены требуют втулки. При компьютерной диагностике, которая выполняется на специальных стендах, можно увидеть, что неполадки в одной системе негативно влияют на работу других механизмов и узлов.
В рулевой системе уязвимыми оказываются рулевая рейка и гидроусилитель. Первое, что может говорить о проблемах в рулевой системе, – это тугой поворот руля. Своевременное ТО может предотвратить эту неисправность.
Встречаются поломки в выхлопной системе. Среди проблемных узлов надо отметить глушитель, катализатор, датчик кислорода и выхлопных газов. Любые неисправности влияют на работу силового агрегата.
Поломки в этой части опасны и могут привести к аварийным ситуациям. Распространенными являются трещины, загрязнения в блоке цилиндров, неисправности в масляном насосе. Частой замены требует сальники блока цилиндров. Нередко приходится менять датчики контроля двигателя. Часто загрязняется клапан масловлагоотделителя.
Износ этой система происходит по причине длительной эксплуатации, а также специфического управления автомобилем некоторыми водителями. Перегруз, игнорирование контроля уровня масла приводит к поломке коробки передач. Чтобы упредить неисправности в КПП необходимо знать ресурс автомобиля и проводить регулярные ТО. Иначе придется менять коробку целиком.
От работы этого механизма зависит функционирование кабины. Со временем гидроусилитель изнашивается, и требуется проведение ремонта. В некоторых случаях целесообразнее произвести замену этого механизма целиком, чем ремонтировать отдельные элементы.
Из серьезных поломок электрооборудования специалисты СТО отмечают чаще всего неисправности блока управления двигателем. Окисление контактов, гниение проводки в переходниках, распределителях чаще всего отмечается у грузовиков «со стажем» и с большим пробегом. Отказы проводки могут быть из-за трения жгутов, идущих от кабины к раме.
На машинах китайского производства случается замыкание фонарей, брызговиков. Из-за хрупкого пластика часто ломаются разные переключатели, тумблеры. Но надо отметить, что в последние годы такие поломки на китайских авто встречаются реже.