История создания первых грузовых автомобилей
Главная » Блог » История появления грузовых автомобилей

История появления грузовых автомобилей

Свое развитие грузовой автомобильный транспорт начал 125 лет назад. В 1896 году был разработан первый грузовик. Точнее, это была моторизированная телега, работающая на двухцилиндровом двигателе марки «Phoenix» в 4 л. с. Объем составлял всего 1,06 л. На первый грузовичок можно было погрузить не более 1,5 т. Но именно с этого агрегата и началась история развития грузовых автомобилей.

Каким был первый грузовик

Создание грузового автомобиля произошло случайно. Немецкий конструктор Готтлиб Вильгельм Даймлер служивший в компании «Daimler» и экспериментировавший с моторами, решил проверить, сможет ли новый двигатель справиться с тяжелым автомобилем, и какова будет его скорость. Мотор, который был установлен на машину, обладал рядом преимуществ, среди них:

  • компактность;
  • низкий уровень шума;
  • бесперебойная работа;
  • отсутствие неприятного запаха.

Колеса первого грузовичка были деревянными с железными ободками. Передняя ось крепилась на рессоры, задняя – на пружины. Этот подход был оправдан плохим состоянием дорог. Одновременное использование подвески с рессорами и пружинами позволяло снизить вибрации, к которым небольшой двигатель был крайне чувствителен. В машине имелось три передачи, включая заднюю. Руль был соединен с передней осью соединительной цепью. Машина оснащена ножным тормозом, воздействующим на трансмиссию.

грузовик 1914 года

В компании «Daimler» создали первые четыре модели разной грузоподъемностью: 1,5, 2,5, 3,75 и 5 т. В 1907 на грузовик установили 4-х цилиндровый бензиновый двигатель, мощность машины возросла до 16 л. с. А в 1914 – до 35 л. с. Эти модели отличались большим кузовом, массивной ходовой. Задние колеса были двойные, шины – полностью резиновые.

Интересно, что первым владельцем грузовика стал житель Великобритании. В те годы в стране для всех самоходных видов транспорта выдвигались определенные требования. Первое — ограничение по скорости (до 4 миль в час). Второе требование — наличие экипажа из 3-х человек, один из которых должен идти рядом с машиной и предупреждать красным флажком о движущимся транспорте. Несколько позже это правило было отменено.

Что повлияло на развитие грузового автотранспорта

История не сохранила ни чертежей, ни отчетов первого испытания, но именно этот год стал днем рождения грузовика. Машина не отличалась совершенством конструкции и не была востребована. Нужны были доработки, включая увеличение грузоподъемности. Грузы все также перевозились по дорогам легковым авто и гужевым транспортом.

Ситуация изменилась после того, как от легковой машины конструкторы оставили только мотор. Грузовой отсек увеличили до нужных размеров, а колеса переодели в резину.

В 1903 было основано предприятие «Бюссинг» по сборке грузовиков и автобусов. Позже, в 1977 году, оно вошло в состав концерна MAN. Сегодня это всемирно известная корпорация. Но переломным для грузовых автомобилей стал именно 1913 год. Исследования доказали, что грузовики в 6 раз экономичнее гужевого транспорта.

С 1914 и до 1917 годы производство грузовых авто выросло с 1400 до 17200 единиц техники. И все же развитие тормозилось по причине нехватки запчастей, многие предприятия в период Первой мировой войны были разрушены.

тягач бюссинг

Прошло 50 лет с момента выпуска первого грузовика. Моторизированные тяжеловозы заполнили все автомагистрали мира и создали настоящую конкуренцию железнодорожному транспорту. Сегодня на долю грузоперевозок автомобильным транспортом приходится достаточное количество грузов.

Где использовались грузовики

Первыми оценили этот вид машин пожарные. Грузовые автомобили пожарного типа появились в начале 20 столетия. К месту возгорания на таком грузовике можно было доставить небольшую бригаду спасателей, укомплектованную лестницами, шлангами и небольшими емкостями с водой. На первой пожарной машине, собранной в России в 1904 фирмой «Фрезе и Ко», размещалось 10 спасателей, гидрант, шланг и две лестницы.

Грузовики использовались и в качестве городского транспорта для перевозки пассажиров. Первыми это сделали британцы. Подобная картина, когда по городу курсировали пассажирские грузовики, наблюдалась во всех городах, включая Москву послевоенного времени.

Что интересно, автобусы появились несколько раньше грузовиков, в 1895 году, работали они на паровом двигателе или конной тяге. Первым, кто выпустил такой транспорт, был завод «Бенц». Это была вместительная восьмиместная карета, курсировавшая между городами.

В 1903 году Россия тоже сконструировала подобный транспорт. Пассажиры в количестве 10 человек размещались в кузове, скорость автобуса доходила до 15 км в час.

Грузовики послевоенного времени

Сороковые послевоенные годы требовали выпуск грузовиков с повышенной грузоподъемностью, более скоростных, с экономичным расходом топлива и увеличенной емкостью грузов. Появляется специализированная строительная техника, контейнеровозы, цельнометаллические контейнеры, обеспечивающие длительную сохранность грузов.

Классификация грузовиков

современный грузовик iveco

Современный грузовой автомобильный транспорт классифицируется по разным категориям:

  • типу кузова (открытые, закрытые, специальные);
  • грузоподъемности (малой, средней, большой, сверх большой);
  • массе;
  • типу топлива (бензиновые, дизельные, на газе);
  • количеству осей (2-, 3-,4-, 5-осные);
  • составу (одиночные, прицепные, полуприцепные, автопоезда).

За более чем 125-летнюю историю грузовик сильно изменился. Конструкторы провели колоссальную работу, модернизация и усовершенствование продолжаются и сейчас. Турбодизели, водородные силовые установки – это уже не перспектива, а реальностью.


Alt