Какие типы кузовов грузовых автомобилей существуют
Главная » Блог » Классификация грузовых автомобилей по техническим и эксплуатационным характеристикам

Классификация грузовых автомобилей по техническим и эксплуатационным характеристикам

Чтобы понять, какой автомобильный транспорт необходим для транспортировки конкретных материалов, необходимо ознакомиться с классами грузовых автомобилей. Грузовой транспорт предназначен для перевозки разнообразного груза: крупногабаритного, нестандартных размеров, навального, сыпучего, газообразного, наливного вида. Для этого используются разные дополнительные приспособления и устройства (цистерны, прицепы, контейнеры, кузова разных размеров). Производители предлагают разные по техническим характеристикам грузовые автомобили, что позволяет перевозить любой груз в любых партиях.

Группы грузовиков

Весь грузовой автотранспорт разделен на три категории:

  • бортовой;
  • специализированный (сюда входят рефрижераторы, контейнеровозы, тягачи и др. грузовики);
  • цистерны.

По типу кузовов грузовые автомобили делятся на открытые и закрытые.

Грузовые авто закрытого типа

У представителей этого класса базовая часть полностью закрыта, но может быть натянут тент. К таким видам грузовиков относятся:

грузовик закрытого типа

  • цельнометаллические контейнеры, груз в них полностью закрыт, что обеспечивает его сохранность;
  • тентованные, удобны тем, что тент является съемным элементом, его можно частично или полностью убрать и использовать кузов как открытую площадку;
  • промтоварный фургон, кузов полностью закрыт, удобен для перевозки промтоварных грузов, не требующих соблюдения температурных показателей;
  • изотермический, не оснащен холодильной установкой, но благодаря теплоизоляционным стенкам длительное время удерживает нужную (как плюсовую, так и минусовую) температуру внутри кузова;
  • рефрижератор, оснащен холодильной или морозильной установкой, позволяющей удерживать температурный режим в пределах +12°С до -20°С;
  • микроавтобусы, как правило, в них присутствует один ряд сидений, остальная зона кузова отводится для размещения груза;
  • мусоровозы, предназначены для перевозки мусора, оснащены оборудованием уплотнения;
  • скотовозы, применяются для перевозки скота и мелких животных.

Основная задача грузовиков закрытого типа — это транспортировка и сохранность груза.

Грузовые авто открытого типа

Этот тип грузовиков предназначен для транспортировки неприхотливых грузов. Различают следующие виды:

грузовик открытого типа

  • бортовой, преимущество таких автомобилей – откидные борта и подъем кузова;
  • самосвалы, могут быть с одним кузовом, прицепом или полуприцепом, разгрузка производится с помощью механического или гидравлического механизма, существуют самосвалы с телескопическими подъемниками;
  • кран-манипулятор с кузовом, позволяет осуществлять погрузку и выгрузку груза без применения спецмашин;
  • автовозы, предназначены для транспортировки легковых автомобилей, мотоциклов гидроциклов и другого небольшого транспорта, состоит из тягача и прицепа;
  • лесовозы, предназначены для перевозки пило-, лесоматериалов, прицеп оснащен высокими боковыми стойками, предотвращающие скатывание бревен;
  • тралы, кузов представляет собой полуприцеп, расположенный на 3-7 осях, предназначен для перевозки негабаритных грузов, которые не желательно высоко поднимать при погрузке на трал;
  • панелевозы, оснащены платформой для удобной и безопасной перевозки ж\б панелей, стен, перегородок;
  • открытая платформа, тягач с полуприцепом в виде открытой платформы, есть только пол, борта отсутствуют.

Главная особенность такого типа — это удобство погрузки и выгрузки.

Автомобили-цистерны

Автоцистерны решают задачи транспортировки жидких (наливных) грузов. Для каждого вида такого груза требуется модифицированная под данный тип жидкости цистерна. Существуют автоцистерны для транспортировки нефтепродуктов, химических жидкостей, продуктов питания. Цистерны устанавливают на шасси прицепов, производят цистерны с термоизоляцией, охлаждением или подогревом. Так, в подогретом состоянии перевозят смолы и парафин, в охлажденном – продукты питания.

Особенности грузовых автомобилей-цистерн в зависимости от назначения:

  • Для химических грузов легкого и агрессивного характера. Емкость изготавливают из нержавеющей стали AISI 316 с повышенной устойчивостью к коррозии. Для кислотно-щелочных химикатов применяют гуммированные сосуды, внутренние стенки которых покрыты смолами, или цистерны из композитных материалов.
  • Для пищевых жидкостей (соков, масел, молока, шоколада, глюкозы, спирта). Автоцистерны для пищевых жидкостей выпускаются в соответствии с международными стандартами. Перед разливом емкость моют и обрабатывают горячим паром. Для поддержания в емкости определенной температуры ее стенки покрывают изоляционным материалом (слоем минерального утеплителя). Цистерна разделена на несколько секций, заполнение которых происходит через отдельные заливные горловины.
  • Для светлых нефтепродуктов. В бензовозах можно перевозить и хранить ГСМ (бензина, дизтоплива, масла). Поскольку эти продукты считаются взрывоопасными, большое внимание уделяется противопожарной безопасности. Емкости производятся из стали 09Г2С толщиной не менее 4 мм. Форма цистерны может быть округлой, овальной или в виде чемодана. Также бензовозы различаются количеством отсеков.
  • Для темных нефтепродуктов. Предназначены для транспортировки битума, мазута и нефти. Перевозка данного вида нефтепродуктов должна осуществляться при температуре 250°С. Осуществляет нагрев с помощью системы жаровых труб.
  • Для сжиженных газов. Для транспортировки пропана, бутана и других темных нефтепродуктов используются специальные автоцистерны, в которых эти смеси перевозятся под давлением в 2,3 МПа при температуре -40°С. Высокий уровень безопасности обеспечивается за счет конструкции двойных стенок. Газовозы могут быть заправочными и транспортными.

Емкость цистерны может иметь разный объем, форму и материал, из которого изготавливают сосуд.

Классификация по другим параметрам и техническим характеристикам

Грузовой автотранспорт делится по количеству осей (двух-, трех-, четырех-, пятиосные) и по осевой нагрузке (до 6 т и от 6 до 10 т). Различаются грузовики и по колесной формуле, ее обозначают двумя цифрами, первая – общее количество колес, вторая – количество ведущих колес.

Следующая классификация:

  • по составу: одиночные, автопоезда, прицепы, полуприцепы;
  • по типу топлива: на бензине и дизтопливе;
  • по грузоподъемности: малой (до 2 т), средней (до 5 т), большой (до 16 т), сверх большой (от 16 т).

Такое многообразие классов грузовых автомобилей обусловлено потребность выбора транспортного средства для перевозки определенных грузов. При этом учитываются не только конструктивные и технические показатели, но и скорость доставки.


Alt